+7(812) 424-35-54

Стеклопластик в судостроении

Стеклопластик – наиболее популярный материал для промышленного изготовления яхт и катеров.

Однако до сих пор до конца не исследовано, как тип исходных материалов для композита и геометрические параметры конструкции влияют на ее стойкость к повреждениям и долговечность.

Дело в том, что стеклопластик (как и другие слоистые армированные композиты) – материал конструкционный и создается во время постройки корпуса судна на верфи.

Каждый раз стеклопластиковые детали отливаются в соответствии с конструкционными характеристиками конкретной яхты, катера, а технологии на каждой верфи свои, не унифицированные. Таким образом, нет четко работающего механизма, который позволяет контролировать качество материала.

Как и почему стареет стеклопластик

Структура стеклопластика слоистая: матричные слои скреплены полимерной или эпоксидной смолой. В отличие от металлов, которые используются в судостроении, этот композит стареет, когда вязкая прослойка истончается и разрушается под влиянием природных факторов. Внешне изменения в структуре материала не проявляются никак. Поверхностная оценка размеров и геометрической формы корпуса не даст результатов.

Если не проводить профилактический осмотр корпуса яхты, катера, в толще материала могут появиться дыры, либо ослабнет связь с армирующими волокнами. Эффект от старения материала накопительный. Незаметные на первый взгляд дефекты разрастаются и могут привести к непоправимым последствиям.

Так при нештатных нагрузках типа ударов, длительного напряжения в одной точке (например, если корпус неправильно хранится, кильблок плохо спроектирован), как и при недостаточно долгой просушкой перед морозами точечные разломы в толще материала могут слиться в крупные дефекты.

Состаренный, но внешне восстановленный стеклопластик на первый взгляд мало чем отличается от нового материала. Но внутренние дефекты, накопленные, например, «расслоение», негативно влияют на прочность композита. В результате разрастания дефекта композит может не выдержать даже расчетные нагрузки в области расслоения. Опасность в том, что стеклопластик начинает разрушаться изнутри, и поверхностный осмотр не даст результатов.

Профилактика разрушения стеклопластикового корпуса

Чтобы оценить прочность и долговечность стеклопластикового корпуса судно, нужно длительно наблюдать, как меняются дефекты, износы, проявившиеся в процессе использования судна. Как показывает мировая практика судоходства, этот способ наиболее эффективен.

Наблюдения показывают, что в среднем корпус из стеклопластика выдерживает 15-18 лет службы, прежде чем прийти в полную негодность. Однако раньше может появиться трещина: после жесткой «посадки» на мель или неаккуратного прыжка с волны.

Как избежать серьезной поломки? Регулярно проверяйте стеклопластиковый корпус лодки специальной аппаратурой – дефектоскопом. Своевременно обнаружив дефект в толще материала, вы можете отремонтировать судно, тем самым избежать более серьезных поломок.

Стеклопластиковые корпуса для катеров и яхт обладают рядом преимуществ перед конструкциями из других материалов. Однако композит также требует внимания и вдумчивой эксплуатации. Только тогда стеклопластиковое судно прослужит заявленный срок.

Перезвоните мне

Нажимая кнопку "Отправить" вы подтверждаете, что согласны с обработкой персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности сайта

×
ПЕРЕЗВОНИТЕ МНЕ

Нажимая кнопку "Отправить" вы подтверждаете, что согласны с обработкой персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности сайта

×
Запросить стоимость

Нажимая кнопку "Отправить" вы подтверждаете, что согласны с обработкой персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности сайта

×
Обратная связь

Нажимая кнопку "Отправить" вы подтверждаете, что согласны с обработкой персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности сайта

×